Была в свое время такая замечательная рубрика в журнале «Вокруг света». Забавная и поучительная одновременно. Старые «новости» об открытии радиосвязи, спуске на воду «Титаника» или прокладке трансатлантического кабеля давали хорошее представление о том, где мы были и куда ушли.
Хорошо, что подобных рубрик нет в экономических изданиях. Иначе они выработали бы явное ощущение того, что мы ходим по кругу.
Во всяком случае, попытка разобрать свой давний архив газетных и журнальных вызвала у автора этих строк устойчивый синдром deja vue.
«Известия», 1989 год, статья знаменитого экономического обозревателя того времени Михаила Бергера «Кто кому должен».
Разбирая ситуацию в банковском ритейле, автор констатирует: «Сбербанк в его нынешнем виде - классическое казенное учреждение, рассматриваемое как органическая часть казны, а не банк, призванный заботиться о выгоде для своих клиентов».
Не знаю, сколько раз выплатили г-ну Бергеру гонорар за эту статью. Вероятно, один. Но могли бы выплатить еще 19 раз. Потому что материал можно было перепечатывать ежегодно, вплоть до нынешних времен. Или что-то изменилось?
Еще одна проблема, поднятая автором - проценты по банковским вкладам меньше уровня инфляции, что подрывает какие-либо возможности «капитализации» населения за счет банков. С тех пор лишь в 2006 году средний уровень процентов превысил на 1 процентный пункт уровень инфляции. И не было с тех пор ни одного человека, хоть сколь либо преумножившего свой личный капитал за счет депозитов. Может, где-то здесь и кроятся глубинные причины всегдашней готовности россиян чуть что выхватывать свои депозиты из банков? Банки для них - не инвестиция, а всего лишь «кубышка». А к любой «кубышке» отношение всегда одно: временная мера.
Те же «Известия», 1990 год. Публикуется закон «О собственности в СССР», а затем горячая полемика вокруг него.
Консерваторы ругают Горбачева. Мол, принципиальный удар по основам нашего замечательного общества, политическая ошибка, отказ от принципов... Горбачев давно в отставке. А многие-многих из тех, кто с пеной у рта ругал появление частной собственности в стране, сегодня я вижу на скамьях Государственной Думы и Совета Федерации. Где они с умным видом обсуждали и обсуждают всевозможные законопроекты об ипотеке, разделе продукции, инсайде и прочих «частнособственнических инстинктах». Где же принципы, господа? Может, потому российское законодательство пока еще отстает от реальных потребностей экономики, что до сих пор в его формировании участвует пока еще сохранившаяся кучка проституток?
Опять «Известия», 1990 год, статья «Московская биржа: игра по-крупному».
Сообщается, что только что подписаны учредительные документы о создании «Московской товарной биржи. «Роль биржи в современном развитом обществе трудно переоценить, - констатируется в материале со слов чиновников. - По-настоящему она является барометром не только экономических, но и политических процессов. Деятельность биржи, безусловно, разрушает монополию государства на централизованное распределение фондов». Опаньки. Если это барометр, то у нас на дворе полный абзац политических процессов. И насчет монополии государства хорошо сказано. То-то банки опять стоят в очереди за казенными фондами.
«Коммерсант», 1995 год, большой аналитический обзор о победоносном продвижении российских банков по стране.
Оно, по мнению авторов, свидетельствует о том, что отечественный банкинг закончил период становления и теперь все будет всерьез и надолго. Называются и лидеры рынка -
Инкомбанк, Мост-банк, Столичный банк сбережений, «Российский кредит», Альфа-банк. «Индустрия-сервис», «Балчуг», «Глория-банк», Легпромбанк, Тверьуниверсалбанк. Из перечисленных остались только Альфа и Тверьуниверсалбанк. Прочие почили в Бозе. А теперь - все всерьез и надолго?
Тот же «Коммерсант», 1995 год, статья «ОПЕК хочет решительно порвать с долларом».
Обсуждается идея «замены доллара как единственного средства котировки сырой нефти на рынке». Активизация сей темы вызвана падением курса доллара. «Падение доллара приводит к уменьшению прибыли производителей и продавцов нефти», констатируется тогдашними отечественными экономистами.
Извините, два вопроса с последнего ряда. Заменили доллар-то? Нет? А чего так?... А, вон оно че! А чего тогда сейчас опять эту идею обсуждать? На ретро, что ли, потянуло, или срок давно истек? Типа, народ забыл, можно опять старую песенку исполнить?
И второй вопрос. Ежели «падение доллара приводит к уменьшению прибыли производителей и продавцов нефти», то какого же, спрашивается, хрена, с подачи многих нынешних руководящих деятелей вновь сладко муссируется эта тема? Чего ж нам исподволь предлагают ликовать по поводу возможных проблем американской валюты? Или мы, простите, не есть те самые «производители и продавцы нефти? Нет? А чего мы производители? «Жигулей», что ли?
Или сейчас, в потоке «кризисных» размышлений и гипотез, вообще не задумываются, что будет с доходами России, если доллар упадет? Тогда и третий вопрос уместен: вы идиоты или клоуны?
Газета «Казанские Ведомости», 1995 год, статья «Столица Евразийского Союза в Казани. Почему бы нет?»
Смысл понятен из заголовка. Мол, на смену России придет Евразийский Союз, будет он круче всех, а столицей его будет великая Казань. Так тогда мечталось многочисленным апологетам парада суверенитетов. Теперь смешно читать, говорите? Ну, тогда сейчас читайте про Москвы в роли мирового финансового центра... Кто сказал: не смешно? Не вижу принципиальной разницы.
«Коммерсант», 1996 год, статья «Газпром выбирает Грузию»
Сообщается, что мудрое руководство избрало Грузию местом дислокации экспортного газопровода: «Стало очевидным, что Грузия - куда более надежный путь транспортировки газа, чем Чечня». Ноу комментс. Виват стратегам.
«Известия», 1996 год, статья «Америке такое и не снилось»
Мы, оказывается, опережаем по показателям инвестиционных вложений. В процентах, разумеется, а не в объемах. Но что нам реальный цифры, главное - мы круче! К нам инвестор косяком пошел! Ровно через два года он ушел. Вернее, уполз. Потом опять пошел. И опять заговорили о «гавани для инвесторов». Вангой буду: значит, опять инвестор уползет.
Небольшая деталь: в той же статье тогдашний заместитель министра экономики России говорит об идее.. увеличения ВВП в 2 раза. Чем все это кончилось через два года - напоминать не надо. Это у нас примета такая?
«Деньги», 1996 год, большая статья о КамАЗе.
Мол, КамАЗ стоит перед угрозой банкротства, главный конвейер останавливается, людей сокращают или переводят на неполный рабочий день. Мол, надо что-то делать... Вот ведь страсти-то какие кипели тринадцать лет назад! Прямо не верится, что такое было возможно. Кстати, позвольте пару слов без протокола: чего сделали-то тогда? Ну, чтобы КамАЗ не останавливался и его работников не лишали работы? Одна перемена заметна. С тех пор изменилось официальное написание имени этого автогиганта: он теперь не КамАЗ, а КАМАЗ!
Неизвестная газета того же времени дает список самых богатых людей России.
Среди упомянутых персон - министр атомной энергетики тех времен Евгений Адамов, продюсер Бари Алебасов, певцы Иосиф Кобзон и Андрей Макаревич.
Вот тут уж точно никакого deja vue. Вот время смешное было! Певцы какие-то, кумиры страны, понимаешь. «Ты все пела - это дело»... Прогресс: нынче у России - другие герои. Не певцы. Какие-то сорокалетние «вечные мальчики», выплывшие неизвестно откуда и в считанные годы сделавшие состояния, над которыми лучшие финансисты Запада по 30-40 лет трудились. Ай, молодца!
«Сегодня», 1996 год, статья «Валютная кухня Центрального банка»
Один из топов ЦБ рассуждает о политике регулятора. «Началось всеобщее избавление от рубля», жесткие меры ЦБ «переломили ситуацию, на смену стихийной долларизации пришла не менее стихийная дедолларизация». Как там было у Высоцкого про Музу? «Пришла, немного посидела и ушла», «она ушла, исчезло вдохновенье и три рубля. Наверное - на такси».
Да, еще центробанковец предрекает, что появление современных финансовых инструментов (форварды и фьючерсы) в России «наполнит свежим ветром паруса банковского сектора». Видите, как красиво говорили тогда. А теперь эти самые инструменты финансовыми пузырями называют. Романтизму нет. Теперь уже не скажешь отечественному банкингу: «Эх, хорошая у тебя мама. Про паровоз поет».
Там и еще была интересная мысль. О том, что ЦБ имеет «возможность обеспечить предсказуемость курса на длительный период» и что это - «глубокой расчет и кропотливая работа, являющаяся чем-то средним между наукой и искусством». До дефолта оставалось менее двух лет...
«Сегодня», 1996 год, статья ««Ипотека по-русски»
Рассказывается о зарождении ипотеки, которой очень не хватает закона. Упоминается, что неплохо бы систему накопительных счетов внедрить, чтобы перекоса не было (sic!). Рассказывается, что проблему первоначального взноса решит идея промежуточных кредитов, «разработанная специалистом Института экономики города Джеймсом Куком».
Хорошая идея. Осталось зайти в компанию «Кредитмарт», основанную бывшим специалистом Института экономики города, и попросить «промежуточный кредит».
Особо пикантное место статьи - один из ее подзаголовков: «Фэнни Мэй» - мечта банкира».
«Известия», 1996 год, статья «Вместе с Россией - в третье тысячелетие»
Крупнейшему частному банку в России исполнилось 8 лет, по этому поводу публикуется интервью президента Инкомбанка Владимира Виноградова
Читаем: «Многие банки, вместо того чтобы поддерживать национальную промышленность и улучшать качество жизни населения, занимаются банальными спекуляциями (купля-продажа ГКО, валюты и т.д.) Все это создает многочисленные трудности для возрождения экономики России».
Смотрим на дату публикации. Что вы говорите? Не ложились еще, что ли?
Еще одна цитата: проблема в том, что на российском рынке почти нет долговременных инвестиций, нет кредитов на 5-6 лет, банки выдают кредиты в основном на год».
Это точно. Проблема. И в 1996 году проблема, и в 2000-м, и в 2008-м. И завтра будет проблема, и послезавтра. Так что эту мысль можно поставить над шапкой газеты. Там, где раньше совокуплялись пролетарии всех стран. Хуже не будет.
Еще цитата: «Инвестиции в отечественную промышленность - основная задача банка». Опять точно. Она у нас до сих пор основная! Просто ее пока не решили. Видимо, контрольную перенесли.
И последнее: «Инкомбанк прочно связал свою судьбу с судьбой России». Это он зря сделал. Потому что те, кто прочно связал свою судьбу с судьбой России, через полтора года скончались в страшных судорогах. И в третье тысячелетие пришли совсем-совсем другие. Менее романтичные, более прагматичные.
«Московские новости», 1997 год, статья «Должники временно национализируются»
Проблемы в экономики, многие предприятия на грани банкротства. Звучит идея национализации. Мол, эти предприятия должны передать контрольный пакет государству, раз частные владельцы не справляются.
Полноте, ребята! Да они у нас никогда не справляются. Они только сливки снимать горазды на растущем рынке и благоприятной конъюнктуре. А чуть на них нажмешь - они и сок пустили. Слова богу, что в кризисные периоды у нас всегда наготове идея помочь банкротам с помощью национализации. То есть попросту с помощью денег налогоплательщиков дать олигархам возможность уйти в кэш. И пересидеть трудные времена. А там, глядишь, опять будет подъем и те же олигархи каким-то чудным образом вновь станут обладателями этих самых контрольных пакетов. До следующего кризиса и следующей национализации.
«Экономика и жизнь», 2000 год, статья «Греф предлагает Путину модернизацию экономики»
Это не статья, это просто пир духа какой-то!
Цитирую: «Государство должно найти оптимальный баланс во взаимоотношениях с частным предпринимательством, постепенно отказаться от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса».
Простите, а «пора перестать кошмарить бизнес» - это не о том же самом? О том же? А в чем соль? Восемь лет подряд даже на эстраде с одним и тем же номером трудно...
Еще цитата: «Структурная политика будет переориентирована с оказания поддержки неэффективным предприятиями на развитие инфраструктуры, обеспечение мобильности рабочей силы». Не будет ли любезен многоуважаемый джинн? Будет, будет... Шашлык из тебя будет, как говаривал герой одного мультфильма. Когда будет-то? Раньше моей пенсии или как?
И еще цитата, самая забойная: «Третий этап (2004-2010) должен стать периодом создания более эффективных механизмов перетока капиталов и рабочей силы».
Что есть, то есть, тут не поспоришь. Стал он таки периодом перетока капиталов и рабочей силы. Не обманули! Не знаю, куда именно перетекают капиталы, а рабочая сила успешно перетекает на биржу труда...
И еще одна старая газетная выреза, вместо постскриптума. Газета «Правда», 31 марта 1984 года, статья «Родник русского реализма. 175 лет со дня рождения Гоголя».
Боже, неужели четверть века прошло, с тех пор как я ее вырезал и отложил в архив? И что же там за мысли были ценные?
Были, несмотря на тогдашнюю цензуру: «Снова и снова убеждаемся: Гоголь с нами».
Прошло еще 25 лет. А мысль верна. Ленин уже точно не с нами, а Гоголь - по-прежнему с нами.
...Когда Пушкин прослушал первые главы «Мертвых душ», он воскликнул «Боже, как грустна наша Россия!»